625.113
А 39


    Аккерман, Г. Л.
    Исследование силовых параметров процесса движения поезда через переломы смежных элементов продольного профиля имитационным моделированием [] / Г. Л. Аккерман, А. Р. Исламов // Транспорт Урала : научно-технический журнал. - 2012. - N 3. - С. 63-66
УДК
Рубрики: Железнодорожный путь
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ -- УКЛОН -- ПРОДОЛЬНЫЕ УСИЛИЯ В АВТОСЦЕПКЕ -- ПЕРЕЛОМ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ -- АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ РАЗНОСТЬ СМЕЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ -- ШУМ УСКОРЕНИЯ -- РАДИУС ВЕРТИКАЛЬНОЙ КРИВОЙ -- ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ -- ВЕРТИКАЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ ЭКИПАЖА
Аннотация: В статье показаны результаты исследований силовых параметров процесса движения поезда через переломы смежных элементов продольного профиля, доказывающие возможность при проектировании профиля использовать имитационное моделирование. Применение вертикальных кривых при любых сочетаниях сопряжения элементов продольного профиля ведет к уменьшению шумов ускорений, а следовательно, к уменьшению затрат.


Доп.точки доступа:
Исламов, А. Р.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (26.11.2012г. Экз. 1 - Б.ц.) (свободен)


621.332.23
М 74


    Могильников, Ю. В.
    Влияние тяжеловесных поездов на работу рельсовых цепей и аппаратуры АЛСН [] / Ю. В. Могильников // Транспорт Урала : научно-технический журнал. - 2014. - N 2. - С. 109-113 : ил. - Библиогр.: с. 113 (5 назв.) . - ISSN 1815-9400
УДК
Рубрики: Рельсовые цепи--Эксплуатация--Тяжеловесные поезда
   Автоматическая локомотивная сигнализация--Эксплуатация--Тяжеловесные поезда

Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- АСИММЕТРИЯ ТЯГОВОГО ТОКА -- КОЭФФИЦИЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ -- РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ -- ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОР
Аннотация: Статья посвящена оценке влияния поперечной асимметрии тягового тока на работу рельсовых цепей и аппаратуры АЛСН при движении тяжеловесных поездов. Рассмотрена многофакторность воздействия условий эксплуатации на качество работы АЛСН, которая осложняет выявление причин сбоев и разработку действенных мер по полному устранению или снижению мешающего влияния этих причин. Отмечено, что действующие нормы рассчитаны для низких абсолютных значений асимметрии тягового тока, однако с интенсивным движением тяжеловесных поездов эти значения резко возросли, следовательно, требуется разработка новых нормирующих значений.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (07.08.2014г. Экз. 1 - Б.ц.) (свободен)




    Петряев, А. В.
    Влияние тяжеловесных поездов на колебательный процесс земляного полотна [] / А. В. Петряев // Транспорт Урала : научно-технический журнал. - 2015. - N 2. - С. 28-31 : рис. - Библиогр.: с. 31 (3 назв.) . - ISSN 1815-9400
Рубрики: Железнодорожный путь--Земляное полотно
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО -- ВИБРОДИНАМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ -- АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ -- СЕЙСМОПРИЕМНИКИ
Аннотация: В статье приведены результаты полевых исследований колебательного процесса грунтов железнодорожного земляного полотна при проходе тяжеловесных поездов с нагрузкой на ось до 250 кН. Получены зависимости амплитуд колебания от скорости, осевой нагрузки и длины подвижного состава.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (03.07.2015г. Экз. 1 - ) (свободен)




    Иванов, П. А.
    Программа поэтапного развития [] / П. А. Иванов // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2016. - N 3. - С. 4-9 : рис. . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Транспорт--Железнодорожные перевозки
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТЯЖЕЛОВЕСНОЕ ДВИЖЕНИЕ -- СОЕДИНЕННЫЕ ПОЕЗДА -- ОСЕВЫЕ НАГРУЗКИ ВАГОНОВ -- ОРГАНИЗАЦИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ДВИЖЕНИЯ -- ЛОКОМОТИВЫ ДЛЯ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ПОЕЗДОВ -- ВАГОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
Аннотация: В ОАО "РЖД" подготовлена Программа по развитию тяжеловесного движения, которая предусматривает поэтапную реализацию увеличения весовых норм поездов на направлениях сети.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (28.03.2016г. Экз. 1 - 777.82 р.) (свободен)




   
    Инфраструктура в условиях интенсификации перевозок [] / В. А. Гапанович [и др.] // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2016. - N 3. - С. 16-20 : рис. . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Транспорт--Железные дороги
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ -- ПРОЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИЙ ПУТИ -- ОСЕВЫЕ НАГРУЗКИ -- НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ -- ДЕФОРМАЦИЯ ПУТИ
Аннотация: Приведены результаты исследований оценки влияния вагонов с повышенной осевой нагрузкой на напряженно-деформированное состояние верхнего строения пути и земляного полотна.


Доп.точки доступа:
Гапанович, В. А.; Певзнер, В. О.; Суслов, О. А.; Третьяков, В. В.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (28.03.2016г. Экз. 1 - 777.82 р.) (свободен)




    Мугинштейн, Л. А.
    Опыт внедрения тяжеловесного движения на железных дорогах [] / Л. А. Мугинштейн, К. П. Шенфельд // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2016. - N 3. - С. 35-41 . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Транспорт--Железнодорожные перевозки
Кл.слова (ненормированные):
УНИФИЦИРОВАННЫЕ НОРМЫ МАССЫ ПОЕЗДОВ -- УНИФИЦИРОВАННЫЕ НОРМЫ ДЛИНЫ ПОЕЗДОВ -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТЯЖЕЛОВЕСНОЕ ДВИЖЕНИЕ -- ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ -- ПОЕЗДА ПОВЫШЕННОЙ ДЛИНЫ -- ПОЕЗДА ПОВЫШЕННОГО ВЕСА -- ОБЪЕМЫ ПЕРЕВОЗОК -- МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ -- ГРУЗООБОРОТ
Аннотация: История внедрения тяжеловесного движения на железных дорогах России и мира.


Доп.точки доступа:
Шенфельд, К. П.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (28.03.2016г. Экз. 1 - 777.82 р.) (свободен)




   
    Fortescue Railway - лидер тяжеловесного движения [] // Железные дороги мира : научно-технический журнал. - 2016. - N 3. - С. 23-27 : рис. . - ISSN 0321-1495
Рубрики: Эксплуатация железнодорожного транспорта--Организация движения поездов--Масса поезда
Кл.слова (ненормированные):
ДЛИННОСОСТАВНЫЕ ПОЕЗДА -- АВСТРАЛИЯ -- ЦЕПИ ПОСТАВОК -- СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ -- КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА
Аннотация: Fortescue Railway (штат Западная Австралия) является мировым лидером в области эксплуатации тяжеловесных и длинносоставных поездов. С начала разработки в 2008 г. месторождений железной руды в регионе Пилбара компания занимается повышением эффективности этих перевозок за счет технических инноваций.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (23.03.2016г. Экз. 1 - 2478.12 р.) (свободен)
Ректор (23.03.2016г. Экз. 2 - 2478.12 р.) (свободен)


621.332(076.5)
П 95


    Пышкин, А. А.
    О возможности пропуска поездов повышенной массы и длины на действующих железных дорогах [] / А. А. Пышкин // Инновационный транспорт : научно-публицистическое издание : издается с ноября 2011 г. - 2016. - N 1. - С. 34-36. - Библиогр.: с. 36 (2 назв.)
УДК
Рубрики: Электрическая тяга--Распределение энергии. Сети
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО -- ТЯГОВАЯ НАГРУЗКА -- ЭЛЕКТРОВОЗ -- ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ
Аннотация: Для пропуска поездов повышенной массы и длины (ППМД) необходима совместная работа всех структур железнодорожного транспорта, в особенности - решение проблем в области усиления системы электроснабжения на действующих электрифицированных железных дорогах.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (01.08.2016г. Экз. 1 - Б.ц.) (свободен)




    Югрина, О. П.
    Особенности формирования тяжеловесных поездов на Западно-Сибирской железной дороге [] / О. П. Югрина, Ю. А. Танайно // Транспорт Урала : научно-технический журнал. - 2016. - N 4. - С. 83-86 : рис. - Библиогр.: с. 86 (3 назв.) . - ISSN 1815-9400
Рубрики: Эксплуатация железнодорожного транспорта--Эксплуатация железных дорог. Перегоны. Здания. Станции
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТРАНЗИТНЫЕ ВАГОНОПОТОКИ -- ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ -- СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации тяжеловесного движения, а также определен объем вагонопотоков для формирования поездов повышенной массы и длины на станции Алтайской Западно-Сибирской железной дороги. Установлено, что при формировании тяжеловесных поездов в парке станции возникают дополнительные затраты времени, связанные с пополнением состава группой вагонов. Положительным результатом формирования поездов весом 9000 т при проследовании по участку Алтайская — Иртышское является повышение производительности локомотива. В целом эффективность тяжеловесного движения при используемом парке локомотивов заключается в увеличении пропускной способности полигона, т. е. в сокращении числа поездов.


Доп.точки доступа:
Танайно, Ю. А.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (08.02.2017г. Экз. 1 - ) (свободен)




   
    Путь на шпалах с изолированной подошвой [] // Железные дороги мира : научно-технический журнал. - 2016. - N 11. - С. 77-80 : рис. . - ISSN 0321-1495
Рубрики: Верхнее строение пути--Подрельсовые основания
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ -- ПОДОШВЫ ШПАЛ В СТРЕЛОЧНЫХ ПРИВОДАХ -- ПОВЕРХНОСТЬ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И КОНТАКТНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА БАЛЛАСТ -- НОРМИРОВАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПУТИ В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ -- УПРУГИЕ ПОКРЫТИЯ ПОДОШВЫ ШПАЛ ИЗ МАТЕРИАЛА SYLOMER -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ -- ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
Аннотация: На интенсивно эксплуатируемой линии Лулео — Нарвик с движением тяжеловесных поездов в 2014 г. было решено уложить шпалы с изолированной подошвой с целью улучшения устойчивости пути к растущим нагрузкам.


Имеются экземпляры в отделах:
Ректор (23.11.2016г. Экз. 2 - 1095.49 р.) (свободен)
НЗ (23.11.2016г. Экз. 1 - 1095.49 р.) (свободен)




   
    Углевозная линия Малави - Мозамбик [] // Железные дороги мира : научно-технический журнал. - 2016. - N 10. - С. 40-44 : рис. . - ISSN 0321-1495
Рубрики: Транспорт--Железные дороги
Кл.слова (ненормированные):
ДОБЫЧА УГЛЯ -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ -- ЛОГИСТИКА -- VALE -- СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ -- МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ -- УКЛАДКА ПУТИ -- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА -- ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ И ДРЕНАЖ
Аннотация: Ключевым элементом плана одной из крупнейших в мире бразильской горнодобывающей компании Vale S. A. по увеличению экспорта угля из Мозамбика является специализированная железная дорога, которая соединяет угольный бассейн Муатизи и новый глубоководный порт, построенный около города Накала.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (26.10.2016г. Экз. 1 - 1095.49 р.) (свободен)
Ректор (26.10.2016г. Экз. 2 - 1095.49 р.) (свободен)




    Манцевич, С. В.
    На рейсе - 12600 тонн [] / С. В. Манцевич // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2016. - N 11. - С. 26-27 . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Транспорт--Железнодорожные перевозки
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТЯЖЕЛОВЕСНОЕ ДВИЖЕНИЕ -- ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ -- ДИНАМИКО-ТОРМОЗНЫЕ ИСПЫТАНИЯ -- ВОЖДЕНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ПОЕЗДОВ
Аннотация: Для подтверждения возможности вождения поездов массой 12 600 тонн на Северной железной дороге были организованы динамико-тормозные испытания с привлечением тягово-энергетической лаборатории, так как при вождении тяжеловесных поездов основными ограничениями являются режимы торможения, особенно при возникновении ситуаций, требующих полного экстренного торможения.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (29.11.2016г. Экз. 1 - 683.32 р.) (свободен)


625.04
А 39


    Аккерман, Геннадий Львович.
    Основные причины возникновения отказов в работе железнодорожного пути [] / Г. Л. Аккерман, К. М. Щепин // Инновационный транспорт : научно-публицистическое издание : издается с ноября 2011 г. - 2015. - N 3. - С. 38-40 : рис. - Библиогр.: с. 40 (3 назв.) . - ISSN 2311-164Х
УДК
Рубрики: Железные дороги--Воздействия на путь и свойства пути, зависящие от этих
Кл.слова (ненормированные):
БЕССТЫКОВОЙ ПУТЬ -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- УЩЕРБ
Аннотация: Рассмотрены причины возникновения отказов железнодорожного пути, которые приводят к возникновению ущерба и риска.


Доп.точки доступа:
Щепин, Константин Михайлович

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (01.02.2016г. Экз. 1 - Б.ц.) (свободен)




    Пехтерев, Ф. С.
    Об использовании магистральных газотурбовозов на полигоне Свердловской железной дороги и Северном широтном ходе [] / Ф. С. Пехтерев // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2017. - N 9. - С. 39-42 : рис. . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Транспорт--Железнодорожные перевозки
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОГНОЗЫ -- ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ -- ГАЗОТУРБОВОЗЫ
Аннотация: Приведены данные о размерах движения грузовых поездов на участках Свердловской и Северной железных дорог на перспективу до 2025 г. Исходя из прогнозируемой грузовой базы и маршрутов следования поездопотоков к 2025 г., определено число тяжеловесных поездов, а также определен полигон эксплуатации газотурбовозов на участках Свердловской и Северной железных дорог на перспективу до 2025 г.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (03.10.2017г. Экз. 1 - 749.00 р.) (свободен)




   
    Условия обеспечения движения тяжеловесных поездов по искусственным сооружениям [] / С. А. Бокарев [и др.] // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2017. - N 7. - С. 62-65 . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Транспорт--Транспортные сооружения
Кл.слова (ненормированные):
УСТАЛОСТНЫЕ РЕСУРСЫ -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МОСТЫ -- ДЕФЕКТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ -- ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ МОСТОВ
Аннотация: Рассматривается проблема готовности искусственных сооружений на сети железных дорог России к пропуску тяжеловесных поездов. Определены три условия обеспечения безопасного и надежного обращения такой нагрузки - достаточный усталостный ресурс, высокая грузоподъемность и отсутствие сооружений в дефектном состоянии.


Доп.точки доступа:
Бокарев, С. А.; Мурованный, Ю. Н.; Прибытков, С. С.; Усольцев, А. Н.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (01.08.2017г. Экз. 1 - 749.00 р.) (свободен)




    Бочалгина, Т. М.
    Перспективы развития Байкало-Амурской магистрали [] / Т. М. Бочалгина // Экономика железных дорог : журнал для руководителей и финансово-экономических работников. - 2019. - N 1. - С. 83-87. - Библиогр.: с. 87 (7 назв.)
Рубрики: Транспорт--Железные дороги
   Экономика--Мировая экономика. Международные экономические отношения--Инвестиции

Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ -- ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ -- ОБЪЕМЫ ПЕРЕВОЗОК -- МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ -- КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПОЕЗДА -- ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Аннотация: В современной модели роста экономики важное место занимает задача по укреплению международного положения нашей страны, предполагающая развитие сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанский региона, ключевым партнером среди которых выступает Китайская Народная Республика.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (06.02.2019г. Экз. 1 - 1101.81 р.) (свободен)
Каф. Экономика транспорта (06.02.2019г. Экз. 2 - 1101.81 р.) (свободен)




    Ламкин, А. Г.
    Только ли локомотив ограничивает рост массы грузовых поездов? [] / А. Г. Ламкин, П. В. Кашин // Локомотив : производственно-технический и научно-популярный журнал. - 2020. - N 5. - С. 8-10. - Библиогр.: с. 10 (7 назв.) . - ISSN 0869-8147
Рубрики: Грузовые перевозки--Ограничения массы поездов
Кл.слова (ненормированные):
СРЕДНЯЯ МАССА ПОЕЗДА -- ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ -- ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ -- ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
Аннотация: Результаты проводимых в последнее время испытаний и подконтрольной эксплуатации инновационных локомотивов с поездами повышенной массы и длины показали, что мощность даже двух- и трехсекционных локомотивов, установленных в голове состава, на ряде участков уже бывает избыточной, а ограничивает допустимую массу состава совсем не локомотив. Так, авторы приводят пример, когда созданный специально для вождения тяжеловесных поездов тепловоз 3ТЭ25К2М не смог в полной мере реализовать заложенный в него потенциал. Значит, дело не только в локомотивах и локомотивном комплексе. Сдерживать наращивание массы грузовых поездов могут и иные причины, такие как: ограничение по продольной динамике поезда; ограничение по электроснабжению; воздействие от локомотива на верхнее строение пути. Об этом подробно идет речь в статье.


Доп.точки доступа:
Кашин, П. В.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (17.06.2020г. Экз. 1 - 532.44 р.) (свободен)




    Явриянц, К. В.
    Пропуск тяжеловесных поездов: проблемы и скрытые резервы [] / К. В. Явриянц // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2014. - N 3. - С. 41-45 : табл., граф. - Библиогр.: с. 45 (6 назв.) . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Железнодорожный транспорт--Тяжеловесное движение
Кл.слова (ненормированные):
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ПОЕЗДА -- ПОЕЗДА ПОВЫШЕННОГО ВЕСА И ДЛИНЫ -- ПОВЫШЕНИЕ ВЕСОВЫХ НОРМ -- НОВЫЕ ЛОКОМОТИВЫ -- СОЕДИНЕННЫЕ ПОЕЗДА -- ФОРМИРОВАНИЕ -- ПРОПУСК -- ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ -- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Аннотация: Журнал «Железнодорожный транспорт» уделяет постоянное внимание развитию на сети железных дорог тяжеловесного движения как крупному резерву оптимизации перевозочного процесса, повышения эффективности эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД». Продолжая освещение этой важной темы, редакция публикует статью, в которой рассматриваются возможности снятия ряда ограничений вождения поездов повышенного веса и длины за счет актуализации и совершенствования нормативных документов.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (28.03.2014г. Экз. 1 - 433.17 р.) (свободен)