Мельниченко, О. В.
    Повышение коэффициента мощности электровоза в режиме рекуперативного торможения [] / О. В. Мельниченко, С. Г. Шрамко, А. О. Линьков // Мир транспорта : теория, история, конструирование будущего. - 2013. - N 3. - С. 64-69 : ил. - Библиогр.: с. 69 (8 назв.)
Рубрики: Электроподвижной состав железных дорог--Электровозы переменного тока--Торможение
Кл.слова (ненормированные):
ЭЛЕКТРОВОЗ -- ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК -- СИЛОВАЯ ЦЕПЬ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ВЫПРЯМИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ВОЗБУЖДЕНИЯ -- КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ
Аннотация: Электрическая принципиальная силовая схема выпрямительной установки возбуждения (ВУВ) на базе тиристоров остается неизменной уже более 45 лет. Анализ работы электровозов в режиме рекуперативного торможения показал, что использование тиристоров в плечах ВУВ, а также принятые сегодня методы управления стали одной из причин снижения коэффициента мощности локомотивов при рекуперативном торможении (не более 0,65 в эксплуатации). Статья предлагает изменение силовой цепи выпрямительной установки возбуждения с использованием новой элементной базы и способа управления, которые позволяют повысить энергетические показатели электровоза переменного тока в режиме рекуперативного торможения примерно на 5%.


Доп.точки доступа:
Шрамко, С. Г.; Линьков, А. О.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (15.11.2013г. Экз. 1 - 525.00 р.) (свободен)




    Гречишников, В. А.
    Эксплуатация накопителя энергии на метрополитене [] / В. А. Гречишников, М. В. Шевлюгин // Мир транспорта : теория, история, конструирование будущего. - 2013. - N 5. - С. 54-58 : ил. - Библиогр.: с. 58 (5 назв.)
Рубрики: Метрополитены
Кл.слова (ненормированные):
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ -- ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ -- СТАЦИОНАРНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Аннотация: Рассмотрены этапы ввода рекуперативного торможения на Московском метрополитене. Даны результаты экспериментальных замеров показателей работы системы тягового электроснабжения и стационарного накопителя энергии. Описаны установка накопления энергии на тяговой подстанции и ее опытная эксплуатация. В ходе наблюдений подтверждена высокая корреляция показателей штатного режима с расчетными данными.


Доп.точки доступа:
Шевлюгин, М. В.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (01.04.2014г. Экз. 1 - 525.00 р.) (свободен)




    Феоктистов, В. П.
    Повышение эффективности электрического торможения на электроподвижном составе [] / В. П. Феоктистов, Н. Н. Сидорова, О. В. Третинников // Транспорт: наука, техника, управление : сборник обзорной информации. - 2015. - N 4. - С. 33-36 : рис., табл. - Библиогр.: с. 35-36 (11 назв.) . - ISSN 0236-1914
Рубрики: Электроснабжение (ж.-д. транспорт)--Электрическая тяга
Кл.слова (ненормированные):
ТРАНСПОРТНАЯ ЭНЕРГЕТИКА -- ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЯГА -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ЭЛЕКТРОВОЗЫ -- ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС
Аннотация: Рекуперативное торможение широко используют в электрической тяге, что обеспечивает существенную экономию электроэнергии. Практически все электровозы и электропоезда позволяют реализовать режим рекуперации. В статье обоснована методика по расчету возможного возврата электроэнергии в тяговую сеть и по оптимизации процесса рекуперативного торможения. Показана эффективность рекуперации в грузовом и пассажирском сообщении.


Доп.точки доступа:
Сидорова, Н. Н.; Третинников, О. В.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (21.04.2015г. Экз. 1 - 1077.12 р.) (свободен)




    Коваленко, А. В.
    Модель энергетической системы вагона метрополитена для определения параметров накопителей электроэнергии [] / А. В. Коваленко // Железнодорожный транспорт : научно-теоретический технико-экономический журнал. - 2015. - N 4. - С. 75-77 : ил. . - ISSN 0044-4448
Рубрики: Энергетика--Электроподвижной состав
Кл.слова (ненормированные):
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВАГОНОВ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- НАКОПИТЕЛИ ЭНЕРГИИ -- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ -- ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА
Аннотация: Одним из путей повышения энергетической эффективности подвижного состава метрополитена является установка на борту накопителей энергии. Для определения требований к накопителям энергии была создана математическая модель энергетической системы вагона метрополитена, позволяющая выполнять имитационное моделирование эксплуатационных режимов движения поезда.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (28.04.2015г. Экз. 1 - 650.30 р.) (свободен)




    Черемисин, В. Т.
    Методика расчета экономической эффективности применения рекуперативного торможения и использования энергии рекуперации [] / В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров, А. С. Вильгельм // Транспорт Урала : научно-технический журнал. - 2016. - N 3. - С. 95-99 : рис. - Библиогр.: с. 99 (7 назв.) . - ISSN 1815-9400
Рубрики: Техника средств транспорта--Тяга поездов на железных дорогах. Подвижной состав. Локомотивы. Вагоны
   Электрическая тяга--Электрификация транспорта

Кл.слова (ненормированные):
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ -- ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ЭНЕРГИЯ РЕКУПЕРАЦИИ -- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Аннотация: В статье рассмотрены основные понятия эффективности применения рекуперативного торможения и эффективности использования энергии рекуперации. Представлены баланс отпуска и потребления электрической энергии по тяговым подстанциям участка без применения рекуперативного торможения и с его применением электроподвижным составом, а также принципиальная схема потоков энергии в межподстанционной зоне участка железной дороги. Изложены основные принципы и алгоритм определения экономической эффективности рекуперации, выполнено ранжирование возможностей использования энергии рекуперации по степени эффективности.


Доп.точки доступа:
Никифоров, М. М.; Вильгельм, А. С.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (23.11.2016г. Экз. 1 - ) (свободен)




    Баранов, Л. А.
    Повышение энергоэффективности управления движением метропоездов [] / Л. А. Баранов, В. М. Максимов // Мир транспорта : теория, история, конструирование будущего. - 2016. - Том 14, N 4. - С. 6-17 : рис, табл. - Библиогр.: с. 12 (5 назв.) . - ISSN 1992-3252
Рубрики: Транспорт--Городской транспорт
Кл.слова (ненормированные):
РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ВРЕМЯ ХОДА -- ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ -- ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ -- МЕТРОПОЛИТЕН
Аннотация: Приведены примеры внедрения научно-технических разработок на Московском метрополитене.


Доп.точки доступа:
Максимов, В. М.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (22.05.2017г. Экз. 1 - 470.22 р.) (свободен)




    Воронин, В. В.
    Схемы пневматического оборудования электровозов серии ЭС5К "Ермак" [] / В. В. Воронин // Локомотив : производственно-технический и научно-популярный журнал. - 2019. - N 1. - С. 35-38 : рис. . - ISSN 0869-8147
Рубрики: Тяговый подвижной состав--Локомотивы
Кл.слова (ненормированные):
АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРЯМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРМОЗА -- АВТОТОРМОЗА -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Аннотация: Грузовые магистральные электровозы переменного тока серий 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К ("Ермак") оборудованы несколькими видами тормозов. Схемы пневматического оборудования электровозов серии ЭС5К приведены в статье.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (06.02.2019г. Экз. 1 - 546.82 р.) (свободен)




   
    Применение IGBT - транзисторов повысит надежность работы отечественного моторвагонного подвижного состава [] / В. С. Иванов [и др.] // Локомотив : производственно-технический и научно-популярный журнал. - 2019. - N 2. - С. 44-47 : рис. . - ISSN 0869-8147
Рубрики: Тяговый подвижной состав--Локомотивы
Кл.слова (ненормированные):
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА СЕРИИ ЭД9Э И ЭП3Д -- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ТИРИСТОРНЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ -- ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ -- ВОСЬМИПЛЕЧЕВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ -- ДИОДНО-ТРАНЗИСТОРНОЕ РАЗРЯДНОЕ ПЛЕЧО -- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Аннотация: Представлен один из лучших проектов, получивший признание на Всероссийском молодежном конкурсе "Новое звено - 2018".


Доп.точки доступа:
Иванов, В. С.; Устинов, Р. И.; Мельниченко, О. В.; Линьков, А. О.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (13.03.2019г. Экз. 1 - 532.44 р.) (свободен)


621.332(076.5)
П 95


    Пышкин, А. А.
    Методика определения надежности рекуперативного торможения на участке постоянного тока [] / А. А. Пышкин, Д. В. Лесников // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения : научный журнал. - 2019. - N 1. - С. 54-59 : рис. - Библиогр.: с. 58-59 (10 назв.) . - ISSN 2079-0392
УДК
Рубрики: Управление в технических системах
Кл.слова (ненормированные):
РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- НАДЕЖНОСТЬ РЕКУПЕРАЦИИ -- ТОК РЕКУПЕРАЦИИ -- МЕЖПОДСТАНЦИОННАЯ ЗОНА
Аннотация: Предлагается методика расчета надежности рекуперативного торможения на участках, электрифицированных по системе постоянного тока. Исходя из расчета мгновенных схем расположения нагрузок, сформулированных на основе метода статистических испытаний, определяется вероятность того, что фактический ток рекуперации будет больше или равен току рекуперации из тяговых расчетов. Если такая вероятность близка к единице, то в большинстве случаев реализуется ток рекуперации из тяговых расчетов. При расчете приняты допущения, которых в действительности в процессе движения поездов нет и которые несколько снижают достоверность расчетов. Метод половинного деления отрезка (итерационный метод) позволяет за несколько циклов приближения определить действительный ток рекуперации, реализованный в определенной мгновенной схеме. Особенно важен такой расчет там, где рекуперация применяется как дополнительный тормоз, обеспечивающий безопасность движения поезда. Зная надежность рекуперативного торможения, можно сравнить участки электроснабжения по надежности обеспечения рекуперации и разработать нормы надежности.


Доп.точки доступа:
Лесников, Д. В.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (30.09.2019г. Экз. 1 - ) (свободен)
НЗ (30.09.2019г. Экз. 2 - ) (свободен)




    Мысков, О. В.
    Цепи управления электровозом ЭП1М(П) в режиме рекуперации [] / О. В. Мысков // Локомотив : производственно-технический и научно-популярный журнал. - 2019. - N 9. - С. 28-29 . - ISSN 0869-8147
Рубрики: Тяговый подвижной состав--Локомотивы
Кл.слова (ненормированные):
РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- РЕЛЕ -- КОНТАКТОРЫ
Аннотация: В статье описана работа цепей управления электровозом в режиме рекуперации. Автор рассказал какие надо включать аппараты и тумблеры и в каких позициях при работе схемы рекуперативного тормоза, а также при сборе схемы рекуперативного торможения с помощью МСУД. Привел назначение аппаратов, контакторов и реле.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (02.10.2019г. Экз. 1 - 532.44 р.) (свободен)


629.423.1
Т 56


    Томилов, В. С.
    Моделирование работы электровоза переменного тока в режиме рекуперативного торможения [] / В. С. Томилов // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения : научный журнал. - 2021. - N 2. - С. 106-114 : схемы, граф. - Библиогр.: с. 112-114 (10 назв.) . - ISSN 2079-0392
УДК
Рубрики: Электроподвижной состав--Электровоз переменного тока--Электроторможение
Кл.слова (ненормированные):
РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ -- ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ -- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ -- IGBT-ТРАНЗИСТОР
Аннотация: Рекуперативное торможение является одним из важнейших энергосберегающих ресурсов на электроподвижном составе (ЭПС) железных дорог, и целесообразность его применения подтверждается полувековой историей. Применение рекуперации позволяет добиться значительной экономии электроэнергии, обеспечить безопасность вождения тяжеловесных поездов на профиле пути с затяжными спусками. В режиме рекуперативного торможения ЭПС обладает жесткими тормозными характеристиками, обеспечивая поддержание постоянной скорости движения поезда, повышая техническую скорость поезда и увеличивая пропускную способность участка железной дороги. В настоящей статье приведены результаты математического моделирования работы электровоза переменного тока в режиме рекуперативного торможения при использовании штатного выпрямительно инверторного преобразователя (ВИП) и наличии блоков балластных резисторов (ББР) в силовой цепи с использованием перспективного ВИП на базе IGBT-транзисторов, для которого разработан способ реализации рекуперативного торможения на электровозах переменного тока без применения ББР в якорной цепи тяговых электрических двигателей, с помощью чего можно добиться увеличения величины отдаваемой электроэнергии в контактную сеть, а также расширения области тормозных характеристик электровоза.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (09.08.2021г. Экз. 1 - ) (свободен)
НЗ (09.08.2021г. Экз. 2 - ) (свободен)


621.331:621.311.4:621.314.5
Н 57


    Неугодников, Ю. П.
    Выпрямительно-инверторные преобразователи с регулированием выходного напряжения для тяговых подстанций постоянного тока [] / Ю. П. Неугодников, И. П. Неугодников // Транспорт Урала : научно-технический журнал. - 2021. - N 4. - С. 120-124 : ил. - Библиогр.: с. 123-124 (16 назв.) . - ISSN 1815-9400
УДК
Рубрики: Тяговые подстанции--Выпрямительно-инверторные преобразователи
Кл.слова (ненормированные):
ТЯГА ПОЕЗДОВ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- ТЯГОВЫЕ ПОДСТАНЦИИ -- ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ -- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ -- РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ -- ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Аннотация: Рассмотрены схема, основные технические характеристики и режимы работы 12-пульсовых тиристорных выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИП) с регулированием выходного напряжения, применяемых в настоящее время на тяговых подстанциях Октябрьской железной дороги на электрифицированных участках с высокоскоростным движением поездов. Предложена схема 12-пульсового ВИП с регулированием выходного напряжения и использованием диодного выпрямителя. Выполнен сравнительный анализ, определены преимущества, недостатки и область применения рассмотренных вариантов 12-пульсовых ВИП с быстродействующим бесконтактным тиристорным регулированием выходного напряжения для электрифицированных участков железных дорог с высокоскоростным или тяжеловесным движением поездов.


Доп.точки доступа:
Неугодников, И. П.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (17.01.2022г. Экз. 1 - ) (свободен)
НЗ (17.01.2022г. Экз. 2 - ) (свободен)


629.423.1
К 95


    Кучумов, В. А.
    О реализации рекуперативного торможения на электровозе переменного тока с однофазным обратимым преобразователем напряжения [] / В. А. Кучумов, И. Н. Никончук // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта : научно-технический журнал. - 2022. - Том 81, N 1. - С. 31-37 : рис. - Библиогр.: с. 36 (16 назв.) . - ISSN 2223-9731
УДК
Рубрики: Электровозы переменного тока--Рекуперативное торможение
Кл.слова (ненормированные):
ЭЛЕКТРОВОЗ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА -- ТЯГОВАЯ СЕТЬ -- ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ -- ОДНОФАЗНЫЙ ОБРАТИМЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ -- РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- АСИНХРОННЫЙ ТЯГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ -- БИПОЛЯРНЫЙ ТРАНЗИСТОР С ИЗОЛИРОВАННЫМ ЗАТВОРОМ
Аннотация: Введение. Анализируется еще не решенная проблема реализации рекуперативного торможения на электровозе переменного тока с однофазным обратимым преобразователем напряжения. Материалы и методы. Рассмотрены теоретически возможные варианты работы однофазных обратимых преобразователей напряжения при рекуперативном торможении, при которых: 1) реактивная составляющая тока электровоза имеет емкостной характер, и действующий ток электровоза опережает его реактивную составляющую; 2) реактивная составляющая тока электровоза имеет индуктивный характер, и действующий ток электровоза опережает его активную составляющую. Показано, что первый из рассматриваемых вариантов работы однофазных обратимых преобразователей напряжения является лишь теоретически возможным, так как рекуперация тока в контактную сеть может быть осуществлена при очень малом напряжении в контактной сети, существенно меньшем наименьшего напряжения на токоприемнике. Второй из предложенных вариантов технически осуществим при отставании основной гармоники тока электровоза на угол, превышающий 90 эл. град., но заметно меньший 180 эл. град. Рекуперативное торможение с коэффициентом мощности, близким к единице, возможно лишь теоретически, а практически может быть реализован коэффициент мощности на уровне 0,8…0,9. Тангенс угла между действующим током и его активной составляющей должен быть больше (для некоторого запаса) частного от деления активного на индуктивное сопротивление тяговой сети между электровозом и тяговой подстанцией. При управлении однофазными обратимыми преобразователями напряжения с постоянным углом сдвига необходимо дополнительно учитывать технологическое уменьшение активного сопротивления, например, из-за износа контактного провода. Результаты. В статье показаны возможность и условия осуществления рекуперативного торможения на электровозах переменного тока. Согласно полученным результатам к разработке рекомендуется более прогрессивная система управления током электровоза с дополнительным каналом регулирования индуктивной составляющей тока рекуперации. Обсуждение и заключение. Прогрессивная система управления может способствовать стабилизации напряжения на токоприемнике и совместно с каналом регулирования активной составляющей тока рекуперации обеспечивать поддержание величины напряжения на более высоком уровне, определяемом фактическими электрическими параметрами контактной сети и поездной обстановкой.


Доп.точки доступа:
Никончук, И. Н.

Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (06.05.2022г. Экз. 1 - 1070.98 р.) (свободен)


629.423.1
Т 56


    Томилов, В. С.
    Влияние блока балластных резисторов на КПД электрической цепи электровоза переменного тока [] / В. С. Томилов // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения : научный журнал. - 2022. - N 3. - С. 138-144 : рис., граф., схемы. - Библиогр.: с. 143 (8 назв.) . - ISSN 2079-0392
УДК
Рубрики: Тяговый подвижной состав (ж.-д.)--Электровозы переменного тока--Системы управления
Кл.слова (ненормированные):
РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ -- БЛОК БАЛЛАСТНЫХ РЕЗИСТОРОВ -- КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ -- ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ -- СТАТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ -- IGBT-ТРАНЗИСТОР
Аннотация: Для снижения потребления электроэнергии при вождении тяжеловесных грузовых поездов необходимо увеличить показатели режима рекуперативного торможения электровозов, энергетические показатели которого на сегодняшний день неудовлетворительны. В настоящей статье рассмотрено влияние блока балластных резисторов на показатель коэффициента полезного действия электрической цепи электровоза переменного тока. Блок балластных резисторов предназначен для обеспечения статической устойчивости режима рекуперативного торможения при организации инвертирования тиристорного выпрямительно-инверторного преобразователя с постоянным углом запаса δ = const. Однако использование балластных резисторов в якорной цепи тяговых электрических двигателей негативно отражается на энергетических показателях электровоза в режиме рекуперативного торможения. Для исключения этого недостатка предложен способ обеспечения устойчивой работы режима рекуперативного торможения без блока балластных резисторов электровоза переменного тока с выпрямительно-инверторным преобразователем на базе IGBT-транзисторов. Представлен расчет характеристик коэффициента полезного действия электрической цепи электровоза переменного тока для режима рекуперативного торможения как при наличии блока балластных резисторов в силовой цепи, так и при его исключении.


Имеются экземпляры в отделах:
НЗ (25.01.2023г. Экз. 1 - Б.ц.) (свободен)
НЗ (01.02.2023г. Экз. 2 - Б.ц.) (свободен)